Валерий Елькин и его "Удмуртский Суздаль"

(статья Е. Ф. Шумилова по результатам выставки в Сарапуле)

Еще лет пятнадцать назад на peспубликанских выставках в Ижевске внимание профессионалов привлекли удивительно изящные и стилистически цельные этюды и картины В. П. Елькина. Безусловно, большое плодотворное влияние оказал на него учитель - крупнейший живописец в истории Удмуртии, народный художник РСФСР А. П. Холмогоров (1925-1987). Не случайно то, что единственная в Удмуртии народная изостудия, которой сейчас руководит В.П. Елькин, носит имя этого выдающегося мастера.

Первые небольшие картины, имевшие порой этюдный характер, постепенно сменились крупными, выстраданными и точно построенными полотнами сюжетного характера. Сейчас это уже самостоятельный, зрелый художник. У Валерия Елькина свой, индивидуальный и запоминающийся живописный почерк. Мягкие живописные эффекты в традициях прибалтийской школы он органично соединяет с академически точным рисунком и чисто русским ("левитановским") чувством природы. Новым этапом в творческой биографии Валерия Елькина стало обращение к теме старинного Сарапула. Это "Удмуртский Суздаль", как оценил я его бывшие ансамбли в путеводителе 1987 года. Впрочем, сейчас можно, пожалуй, сказать и "Удмуртская Хиросима"? Бесследно "испарился", как после страшного взрыва, уникальный в общероссийском масштабе ансамбль купеческих дач (бывший дом отдыха "Учитель"). Медленно разрушаются другие, не менее ценные каменные и деревянные здания, составлявшие некогда славу уездного Сарапула.

Предназначение настоящего художника (разумеется, кроме задач чисто эстетических) в том, чтобы привлечь общественное внимание ко всей этой "уходящей натуре", сломать косное, будничное восприятие, показать красоту и своеобразие старинных ансамблей, всей искусственной среды Сарапула. Это может помочь сохранить уникальные памятники истории и культуры.

Суздаль настоящий до сих пор очаровывает богатством силуэтов. Его воспели сотни художников. "Суздаль" на Каме тоже отличался в прошлом богатством силуэтов: 33 храма! Однако до большевистского погрома его успел воспеть только один мастер - пейзажист и иконописец В.И. Тихановский (1906-1938).

Мне кажется, его преемником в какой-то мере можно считать Валерия Елькина. Он любит все эти причудливые купеческие особняки с башенками стиля модерн или ампирными портиками. Он любит и незатейливые домики, главная "изюминка" которых в резных наличниках и воротах...

Архитектурный пейзаж достаточно сложный жанр. Здесь надо обеспечить документальную точность, но при этом не впасть в фотографическую буквальность. Геометрию архитектурных объемов необходимо органично "переплавить" с живописной пластикой и игрой природных форм.

В своих лучших работах Валерию Елькину все же удалось достойно справиться с весьма непростыми задачами. Вот примеры:

"Под аркой". Сколько раз я проходил по Вознесенской (Красной) площади. Пытался изобразить. Но такого ракурса не замечал! Необычный взгляд художника на знаменитый дом П.Ф. Корешева и другие старинные здания позволил нам как бы встать на место рядового сарапульца начала нынешнего века.

"Свидетель прошлого". Здесь живописец делает новый шаг, пытаясь создать уже своеобразную историко-художественную реконструкцию. Гибнущий на глазах знаменитый "царь-дом" П.А. Башенина слегка "отреставрирован", а фигура извозчика внесла сюжетную интригу.

"Синяя тишина". Дача все того же городского головы П.А. Башенина, слава Богу, уже не виртуальной реставрации. Это единственный архитектурный памятник Сарапула, подвергшийся научно обоснованной, высококачественной реставрации. Это своеобразный символ возрождаемого Сарапула. Валерий Елькин сумел найти ему адекватное живописное наполнение. Картина получилась строгой по композиции и изысканной по колориту.

"Городская Дума". Монументальный ансамбль периметральной застройки Вознесенской (Красной) площади заслуживал столь же монументальной картины. Восхищает, как виртуозно вылеплены из красочного теста причудливые архитектурные объемы бывшего Окружного суда.

"Особняк Маркова". Тот же живописный прием, но здесь он привел к более светлому и радостному целому. Своеобразный импрессионизм В. П. Елькина, восходящий в чем-то к живописным традициям уральского художника Л. В. Туржанского (1875-1945), неплохо соединился с архитектурной графикой старого Сарапула.

"Солнце льет живую сладость". Под таким поэтичным названием дано действительно солнечное изображение неоампирного особняка нотариуса А. Б. Куракина (санэпидстанция). Архитектура оживает под кистью художника!

"Посвящается NN". Букет роскошных хризантем чем-то неуловимо напоминает зрителю о старом купеческом Сарапуле. Может быть, тонко отраженным в самом строе полотна ароматом стиля модерн?

"Уходящие деревья" Тонкий колорит...

"Дуновение осени". Цельность стиля...

"Ветреный день". Выразительность композиции...

Все эти "чистые" пейзажи Валерия Елькина хорошо дополняют его архитектурные пейзажи, напоминая о вполне узнаваемых уголках Среднего Прикамья. Мастер демонстрирует отличное чувство стиля и ритма, понимание гармонии тона и цвета.

Бесспорно, художник уже в расцвете творческих сил. В народной изостудии имени А. П. Холмогорова вокруг Валерия даже сформировалась собственная школа. Это, возможно, главное его достижение.

Выставка в Сарапуле говорит о высоком творческом потенциале В. П. Елькина. Впереди, надеюсь, новые картины, воспевающие природу и историческое прошлое нашего удивительного края.

Е. Ф. Шумилов, доктор исторических наук, 1999 г.