ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ ВАЛЕРИЯ ЕЛЬКИНА

(статья Е. Рыловой по результатам выставки в Сарапуле)

Творчество художника зависит от его личности и от времени, в котором он живет. Оно отражает его мировоззрение, его взгляды на жизнь, на то, что он считает важным в жизни и в искусстве. В своих произведениях художник раскрывает свое сердце и ум.

"Души и чувства обнажение" - такая поэтическая формула приходит на ум, когда пытаешься осмыслить творчество Валерия Елькина. Его произведения узнаваемы не только по характеру письма, передающего все полнокровие натуры. Они полны особого, только этому художнику присущего понимания прекрасного в жизни. На полотнах В. Елькина явления природы, много раз видимые, предметы в натюрмортах привычны, но, тем не менее, картины захватывают эмоциональностью и непосредственностью восприятия. Немногословные, лаконичные в выражении основного, они в то же время подробны, увлекательны в частностях. Поэзия Елькина такова, что она тесно сплетается с достоверностью. Художник оригинально интерпретирует разнообразные приемы классической, импрессионистической и дивизионной техники. Эти интерпретации и сегодня выглядят подлинно современными и обобщенными и глубоко модулированными живописными звучаниями. Серия работ, так называемые "барбизонцы": "Дубы", "Провинциальный этюд", "Ветреный день". Очень сильная и сдержанная по эмоциональности и столь же личностная, но покоряющая красота есть в пластике самой живописной поверхности, точно удерживающейся у нового рубежа, за которым начинаются иллюзионистические эффекты. Цельное и сложное состояние природы сплавлено с глубоким авторским переживанием, и этот сплав глубоко однороден.

Самыми разнообразными способами Елькин лепит поверхность холста, впечатывая в него свои эмоции, добиваясь точности фактуры, разработанности ритмов и полифоничности поистине музыкальной формы. Метод художника складывается под влиянием сложного психологизма Федора Васильева. В этом методе важное место занимает духовность связей человека с природой, понимание ее как вместилища человеческих переживаний, что было сущностной силой Алексея Саврасова. Бесконечно высоко ценит художник творчество И. Левитана. Разумеется, формирование метода Валерия Елькина происходит под влиянием местной художественной среды. Выпускник Удмуртского государственного университета, он защищал свою дипломную работу у А.П. Холмогорова - старейшего мастера портретной живописи.

В период с 1978 по сей день Елькин активно работает в городе Сарапуле, который сейчас называют "прикамским Суздалем". Здесь художник создает цикл полотен, объединенных ровной эпической масштабностью ("Дача" 2002 г., "Вечернее солнце" 1999 г., "Вечерний молебен" 1999-2002 г., "Запах осени" 2000:). Удивительно многоплановая нюансировка настроения присуща пейзажу "Сон весны" 2002 г. Запечатлено знакомое состояние полудня, когда солнце зависает и кажется, что течение времени замедляется - так усиливается типичность узнаваемого мотива. При всей динамичности письма, каждая деталь проникнута глубоким чувством любви. Творческой удачей стала картина "Городская Дума" 1998 г. В ней открывается вид на памятник архитектуры, на нескончаемые просторы. Мягко лучи скрытого солнца зажигают края облаков. В этом спокойном и раздольном повествовании звучат эпические интонации. Интересны поиски в пейзаже "Золотое сечение". Именно название этого пейзажа послужило девизом выставки. Изображенная солнечная листва, то почти белая, то оливковая, то нежно-изумрудная, воплощает в себе радость света. В каждый, кажущийся незначительным мотив (дворы, уголки, приземистые дома, дачки), Елькин вкладывает частицу своей души, и потому "Вербное воскресенье" 1995, "Льдинок синева" 2000, "Весна" 1995 исполнены внутренней теплоты, богатства и полноты мироощущения. И сегодня мотив Поленовского дворика получает у В.П. Елькина самобытную и современную интерпретацию.

Большая сюита натюрмортов ("Нежная грусть" 1997, "Вкус граната" 1996, "Хризантемы" 2001, "Пионы" 2001) звучит как торжественная мелодия, посвященная красоте и гармонии.

"Наше время определило художника" - так можно выразить смысл творчества В.Елькина. Именно время с его динамизмом дало жизнь многим произведениям автора.

Евдокия Рылова, искусствовед, 2003 г.