РУССКАЯ ЖИВОПИСЬ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ

(интервью с художником Рустама Насырова. Газета Ижевск-Экспресс, 2002 г.)

Среди бурной суеты напряжённого офисного дня открылась дверь, и вошёл спокойный, доброжелательно настроенный Валерий Елькин, с которым мы договорились встретиться в 16:00, и вот настал назначенный час, когда мне пришлось отключиться от всех забот и телефонов и настроиться на художественный лад.

- Валерий, как вы стали художником?

Я осторожно отношусь к слову художник. Художником можно назвать и балетмейстера, и режиссёра театра, и писателя. Точнее суть моего творчества определяет слово "живописец".

Как и все студенты художественно-графического факультета, я прошёл через различные курсы и предметы. Мы занимались и гравюрой, и графикой, но интереснее всего мне было изучать и самому заниматься живописью. Были затем различные попытки работать с новыми тогда компьютерными технологиями, но где-то в 33-35 лет, я понял, что живопись - это "моё", и стало значительно легче добиваться воплощения художественных образов, когда я определился в выборе способа творчества.

В ваших картинах основным действующим лицом является природа, старинные дома - "неодушевлённый" образы. На чём вы концентрируете своё внимание, работая с ними?

Когда пишешь пейзажи, иногда просто не успеваешь уследить за сменой настроений осеннего дня. Начинаешь с одним, а потом дописываешь, накрываешь новым слоем впечатлений. Поэтому, необходимо успеть зафиксировать взаимодействие цветов, "поймать" аккорды оттенков, а детали уже можно доработать в студии, в спокойной, неторопливой обстановке. Вообще, живопись по определению - отображение живого, отсюда и стремление показать взаимодействие цвета во всех его проявлениях и взаимосвязях, его влияние на окружающие предметы и формы. Так же как из сочетания нот рождается музыка, так же из синтеза цвета рождается живопись.

Старинные дома это целый мир, отражение уже прошедшей эпохи. Мне очень нравиться писать в Сарапуле, где сохранился патриархальный дух, воплотившийся в архитектуре того времени, и который я стремлюсь передать в своих работах. Иногда они остаются единственным свидетельством и показателем того купеческо-провинциального времени.

Вообще, живопись заставляет задуматься, внимательней вглядеться в окружающий нас мир, постараться познать его природу, смысл и назначение.

Какой же смысл видите Вы в окружающем нас мире, какая идея воплощена в этом произведении?

На мой взгляд, это идея гармонии, тонкого взаимодействия между собой всего сущего, органическое взаимопроникновение и взаимодействие всех граней и проявлений жизни и, несомненно, понимание хрупкости окружающего нас мира, необходимости бережного и уважительного к нему отношения.

Семья и соответствующие привязанности, обязательства - они помогают или мешают Вашему творчеству? Другими словами, "можно ли прожить на одну живопись?"

Семья для меня всегда была источником сил и энергии. Это те люди, которые понимают тебя, высказывают свои мнения и в некоторой степени влияют на творчество. Прокормиться и выжить можно всегда. Была бы голова на плечах, а дело всегда найдётся. Художника трудно вогнать в какие-то рамки, никто не стоит за спиной, не говорит: "Так пиши, так не пиши", всё в моих руках. Не получается творить, можно пойти учить других, работать в смежных искусствах. Но в свои сорок я уже точно определился, чем мне стоит заниматься, к чему стремиться...

От автора: К сожалению, нам не всегда доступны сокровища российской культуры, выставленные в крупнейших музеях страны. Но это ещё не повод, чтобы позабыть искусство, махнуть на себя рукой и пить горькую. Есть и художники в наших селениях. Пожелаем им так же твёрдо придерживаться выбранного курса и верить в свои силы, как это получается у Валерия Елькина.